высшее образование
второе высшее образование
все об образовании в россии
дистанционное образование
Образование
обмен ссылками
высшее образование, второе высшее образование, дистанционное образование    
Регистрация / Рассылки Контакты Форумы Поиск
все об образовании, высшее образование, второе высшее образованиеСделать страницу стартовой

О нас
О проекте
Регистрационное свидетельство
Контакты

Новое
Новости
Новинки
Образование
Высшее образование
Второе высшее образование
Среднее профессиональное
Дополнительное образование
Тренинги и семинары
MBA
Образование за рубежом
Дистанционное образование

Подготовительные курсы

Расписание

Работа для студентов

Репетиторы
Частные репетиторы
Репетиторские фирмы

Статьи

Форумы


Образовательная система Германии

Сегодняшняя Германия - федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения.

Текущее управление образованием находится в компетенции земельных правительств, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение вузов.

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией ФРГ каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление школьного и высшего образования на всей территории, все земли сотрудничают друг с другом и Федеральным правительством с целью обеспечения совместимости курсов обучения в общеобразовательных и высших учреждениях. Таким образом, благодаря принятию ряда соглашений между федеральными землями, была достигнута унификация основных положений системы образования во всех землях. Политика федеральных органов и земель в области образования согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания экзаменов, аттестатов, свидетельств об окончании школ, дипломов, званий.

В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля более или менее самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их сам. Таким образом, достигается многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений.

Права Федерального правительства ограничиваются принятием основополагающих законов, в том числе, по вопросам финансирования. Говоря о расходах на образование, следует отметить следующее:

  • ни одна федеральная земля не взимает деньги за обучение в государственных общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях;
  • все земли предоставляют за свой счет школьникам автобусы, перевозящие их из дома в школу и обратно;
  • почти все земли предоставляют школьникам учебники и учебные пособия за небольшую часть их стоимости;
  • определенной категории школьников и студентов государство, в силу действующего федерального закона, оказывает материальную помощь.

Несмотря на это, в Германии все же разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

Постепенно вводится более дифференцированная система обучения - с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении.

Вообще система образования Германии включает в себя несколько ступеней.

1) Элементарное образование принадлежит к первой ступени школьного образования и представлено сетью дошкольных учреждений. В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение 3 лет.

2) Первой ступенью образования (Primastufe) является начальная школа, посещение которой начинается с 6 лет. Срок обучения в ней составляет 4 года, в Берлине и Бранденбурге - 6 лет. Задача этой ступени образования - дать детям основы знаний, позволяющие им продолжить образование в той или иной школе второй ступени образования I.

3) Вторая ступень образования I (Sekundastufe I) начинается с так называемой "ориентировочной ступени" (которой не существует в нашей стране), которая призвана направлять детей в нужный для них тип учебного заведения: основные школы, реальные школы, гимназии, комплексные школы. Учащиеся получают аттестат об образовании лишь после окончания реальной и основной школы, то есть по окончании 5- 6 лет учебы.

4) Вторая ступень образования II (Sekundastufe II) включает старшие классы гимназии, а также школы профессионального обучения и профессиональное обучение на предприятии ("дуальная система"- параллельное обучение и практика на производстве - 2 года вместе с 1 годом подготовки к профессиональному обучению), завершение которого приравнивается к среднему образованию и получается профессиональная квалификация, после чего возможно только продолжение образования в профессиональной сфере. По окончании обучения в гимназии (3 года) учащиеся получают общий аттестат зрелости (абитур), что позволяет им поступать в любой ВУЗ.

5) Третья ступень образования - это высшие учебные заведения с получением диплома о высшем образовании и учебные заведения повышения квалификации.

Система образования ФРГ интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.

Дошкольное воспитание и образование в Германии

Низкую, так называемую, элементарную ступень системы образования германии образуют детские сады.

Детский сад ("Kindergarten") является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, "kindergarten"- в английском. Главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра.

В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня - дома в своей семье. Имеются детские сады и детские учреждения с продленным днем.

Свыше 30 процентов детей от 3 до 6 лет ходят сегодня в детские сады. Ежегодно 30 июня является "переломным" днем. Каждый ребенок, достигший к этому моменту 6 лет, обязан идти в школу. Родители извещают о сроках записи детей в школу. До первого дня занятий они могут посещать подготовительные занятия, которые большей частью проводятся в начальной школе и имеют несколько названий:

  • "Vorbereitungsjahr";
  • "Vorschule";
  • "Schulnachmittage".

Цель этих занятий - подготовить пятилетнего ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности, которые окажут в будущем решающее влияние на выбор школы. Существуют также и специальные группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

И все-таки сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.

Дошкольные детские сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования.

Система школьного образования в ФРГ

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет. Посещение дневной школы является обязательным в течение 9 лет, а в некоторых землях 10 лет. По истечении этого срока школьники моложе 18 лет, не желающие продолжать образование в дневной школе следующей ступени, обязаны посещать школу профессионального обучения с полной или неполной неделей.

В Федеральной Республике Германии нет единой системы образования.

Федеральные земли отвечают за основные компоненты системы образования. Учеба во всех государственных школах бесплатная. Частично бесплатно школьникам выдаются и учебные пособия, главным образом, учебники.

Преподавание закона божьего согласно Основному закону обычный, но не обязательный предмет. В возрасте 14 лет ученик решает сам, брать ли ему этот предмет или нет. Как правило, в школах классы для мальчиков и девочек общие. Образовательный спектр дополняется частными школами различных организаций, которые пользуются финансовой помощью земель.

Школьное образование в Германии представлено следующими типами школ
1. Начальная школа (Grundschule)
2. Ориентировочная ступень (Orientierungsstufe)
3. Основная школа (Hauptschule)
4. Реальная школа (Realschule)
5. Гимназия (Gymnasium)
6. Комплексная (общая) школа (Gesamtschule)
7. Специальная школа (Sonderschule)

Начальная школа

Общая для всех первая ступень школьного образования называется "начальная школа" ("Grundschule") и является фундаментом системы образования. Срок обучения в ней составляет 4 года, в Берлине и Бранденбурге - 6 лет.

Задача этой ступени образования - дать детям основы знаний, позволяющие им продолжить образование. При этом должны учитываться индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.

Наряду с обучением основам чтения и письма на родном языке, в начальной школе дети на уроках под названием "мир, в котором мы живем" ("Sachunterricht") получают знания основ будущих предметов: человек и общество, история, география, биология, физика, химия. То есть здесь широко применяется так называемое "комплексное обучение", особенно в первые два года. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе

Уроков в неделю от 20 (в первом классе) до 30 (4 класс). Обучение в начальной школе совместное. Как правило, занятия проходят до обеда. Учителя свободны в выборе методики построения урока.

Например, в некоторых школах школьники и учителя первые 15 минут посвящают обмену мнениями. Не везде уроки проводятся в 45-минутном режиме. В Баварии, например, на первом и втором году обучения поводятся "основополагающие уроки". При этом ежедневные занятия распределяются не поурочно, а в менее продолжительных временных единицах, сменяя один предмет другим. В других землях к вышеперечисленным дисциплинам добавляются еще и иностранный язык. С середины 90-х годов английский или другой иностранный язык являются обязательными предметами, начиная с 3 класса. Дважды в год в начальной школе выдаются табели успеваемости.

На смену традиционной шкале от 1 (отлично) до 6 (неудовлетворительно) пришли письменные заключения. В них описывается состояние учебной способности ребенка, конструктивные указания на вид и содержание дальнейшего обучения. Независимо от формы, табель должен указывать на достаточную степень усвоения материала до того, как ученик будет переведен в следующий класс. Но все же, начиная с 3 класса по 10, выставляются оценки по шестибалльной шкале ("1" - высшая оценка).



Опубликовано: 2007-01-12 04:52:32
О проекте | Контакты
© Become.ru, 2001-2005
Мы будем благодарны Вам за конструктивные замечания и предложения.
Пишите нам на webmaster@become.ru
<> <>